НОООД "Пилот", Нижний Новгород |
|
Как буксируются в ЧикагоПриспичило мне в очередной раз сходить в гости. Лёху Голдина я посетил, наелся мяса с ананасами, стырил пару колёс на спидбар. Но прошла неделя и опять зачесалось в гости сходить. Ну я и сходил. Знакомьтесь: Peter Birren, один из основателей школы буксировки в Иллинойсе. Автор нескольких оригинальных решений, одно из которых используется в НАСА! И, как выяснилось, хороший друг нашего Ботвинника (того самого, Горьковского!!!). Мир намного теснее, чем кажется :) Невзирая на некоторую звёздность своего статуса, очень лёгкий в общении человек (как и большинство из нас, дельтапланерюг). Достаточно сказать, что я протрепался с ним 5!!! часов, при том, что в английском я не особенно копенгаген :) А беседовали мы с ним о буксировке, естественно. Интересно было прослушать и посмотреть человека, имеющего более 800 буксировок. Масса полезного и интересного. О чём, собственно, речь ниже и пойдёт. Итак, буксировка. Питер использует так называемую static tow (по-нашему - малинка, если кто знаком). Буксировка осуществляется с помощью полипропиленового 5мм (3/16 дюйма) троса, прицепленного непосредственно к машине через динамометр. Если используется дополнительный блок, диаметр троса должен быть не менее 6 мм. Водитель пилит, смотрит на динамометр, слушает радио и соответственно регулирует скорость. Пилот занят своими делами. Всё! Минимум механики, минимум дорогих вещей. Итак, занимаем правильное положение (машина справа, правая нога на верёвке, левая рука слегка придерживает). Сматываем верёвку полностью.
Цепляем верёвку за крючок через динамометр. Насколько я разобрался в конструкции, динамометр выполнен на основе манометра и проградуирован вручную. Сделано это чтобы можно было вытащить сам прибор вперёд - к водителю. Т.е. барабан сжимется - давление передаётся через трубку - динамометр работает. Неплохая придумка.
Особое внимание следует уделить методу подцепки пилота. Смотрим картинки здесь. Буксировочная петля крепится в двух точках - к килю аппарата чуть впереди петли подвески и к талии пилота через карабин. К носу, понятное дело, чтобы не задирался. Для чайников рекомендуется переносить точку подцепки чуть вперёд. К талии хорошо прифигачивать самосброс, но по бедности нашей сойдёт и девайс следующего вида. Буксировочная петля (bridle) от киля проходит через карабин (Rapid Link), проходит через карабин на поясе пилота и затем вновь возвращается к первому каркбину, где и закрепляется. К Rapid Link через разрывное звено крепится буксировочный трос (towline). Поскольку скользящая петля на поясе пилота образует что-то вроде блока, к пилоту прикладывается 67% тяги, а к дельтаплану - только 33%. Ну это где-то и логично - прилот-то потяжелее будет. Самое приятное в этом методе - отсутсвие перецепки. Т.е. меньше всяких неприятностей на старте. Минус - верёвку после отцепки надо смотать. Отстёгиваешь карабин на поясе - и давай запихивать 6 метров верёвки в подвеску. Однако народ и тут преуспел: использует что-то типа рулетки. Дёрнул- всё смоталось само. Главное - придерживать, а то и по морде лица карабинчиком недолго словить. Замок - это просто песня. Фактически перерубается разрывное звено. Т.е. фиговина из цилиндрика с двумя встречно-направленными лезвиями от ножа для резки бумаги разрубает тоненькую верёвочку на "раз". Как всё это соединяется показано на рисунке выше. Принцип действия смотрим здесь. В двух словах: дёрнули-порвали. Ну естественно я не удержался и разорился на 20 баксов за образец. Как-никак из рук изобретателя :) Ну вот, пилот запущен - надо верёвку смотать. Для смотки используется электродвигатель с реле и красной кнопкой. Передача крутящего момента на барабан - через ременную передачу. Для того, чтобы верёвка не моталась криво, её придерживают петлёй, сделаной из... куска джинсов :) В случае обрыва трос сращивают методом сплетения прядей. Для дополнительной фиксации места соединения используется герметик.
Вот так тут люди и живут... По-моему неплохо: недорого, эффективно и минимум механики. А чё тут думать, пробовать надо :) Рисунки позаимствованы с сайта BirrenDesign с разрешения автора. Огромное ему спасибо! Thank you very much, Peter! |